|
Владимир Кирcанов Павел Овсянников
Бывают ли новости "второй свежести"?
Современный рынок печатных СМИ в Кургане можно назвать перенасыщенным. В маленькой и далеко не самой читающей области России выходят десятки местных газет. Другое дело, что разнообразием форм и содержания вся эта продукция не балует. Объясняется такое положение просто: свыше 90% всех СМИ в области прямо или косвенно контролируется органами власти. В результате большинство зауральских СМИ выдает за новости то, что считается новостями в областном «министерстве пропаганды»…
Печатные СМИ
Практически в каждом районе области издается своя газета. Все «районки» дотируются из бюджета. Их учредителями, как правило, являются районные администрации. Областная общественно-политическая газета «Новый мир» ежегодно получает дотацию областного бюджета: на 2001 г., например, она составила порядка 3-4 млн. руб. Газета стала официальным печатным органом власти вслед за «Советским Зауральем». Ее учредителями ныне являются Дума и администрация области, тираж - 9600 экз.
Газета «Курган и курганцы» (тираж 18-20 тыс. экз.) учреждена администрацией г. Кургана и трудовым коллективом. Дотируется из городского бюджета, хотя и скромнее, чем «Новый мир» - из областного. Идеологическая направленность газеты не столь очевидна, как в случае с «Новым миром». Впрочем, и оппонировать власти последние годы газета даже не пытается, объясняя свою нейтральную позицию политической неангажированностью и «чистотой жанра».
«Зауралье» (тираж - 10 тыс. экз.) - областная газета, учрежденная издательским предприятием «Зауралье», комбанком «Зауральский бизнес» и Управлением федеральной почтовой связи. Благодаря удачному названию абсолютно новой газете в свое время удалось «унаследовать» большую часть читательской аудитории старейшей и крупнейшей в области газеты - «Советского Зауралья». Позже УФПС и обанкротившийся банк «ЗБ» вышли из состава учредителей.
Шадринская городская газета «Исеть» (16 тыс. экз.) учреждена администрацией города Шадринска и коллективом редакции. Газета экономически рентабельна, распространяется в основном по подписке. Давно сложившийся коллектив профессиональных журналистов не раз был отмечен наградами Российского Союза журналистов.
«Информационная газета» - рекламно-информационный вестник частного предпринимателя Юрия Феськова. Две полосы в свое время были выкуплены областной Коалицией демократических сил, стоящей в оппозиции к действующей в области власти. С приближением губернаторских выборов в 2000 г. редактору-предпринимателю пришлось пережить гнет налоговых проверок, а с начала 2001 г. газета в свет не выходила «по экономическим причинам».
Друзья познаются в беде. А СМИ - на выборах
Редактором странички «АиФ в Кургане» в минувшем году стала Светлана Мехнина - депутат областной Думы, в прошлом известный тележурналист, и во все времена - недруг коммунистов, и лично губернатора Богомолова. Редактором «МК в Кургане» стал журналист Сергей Суткаленко, в прошлом - обозреватель «Зауралья». В период губернаторских выборов и «МК», и «Зауралье», наряду с прочими курганскими изданиями заняли выраженную прогубернаторскую позицию. «АиФ в Кургане» - напротив. Это был едва ли не единственный информационный ресурс на выборах бывшего председателя областной Думы и кандидата в губернаторы Льва Ефремова.
Летом 2000 г. в области начала выходить не зависимая от власти газета «Абзац», учрежденная председателем обкома профсоюза работников малого и среднего бизнеса. «Абзац» стал главным информационным ресурсом кандидата в губернаторы Николая Багрецова и, по существу, единственной в области газетой, которая позволяла себе в период выборной кампании критические выпады в адрес действующего губернатора.
С приближением выборов, несмотря на тотальный контроль над информационным рынком области, команда губернатора позаботилась о создании дополнительных информационных ресурсов. В районах области были установлены телевизионные ретрансляторы. В «районках» появились приложения - «Губернские вести». В сетке вещания Курганской гостелерадиокомпании - новые передачи об успехах администрации и действующего губернатора. В эфире ТВ-6 стали выходить программы, компрометирующие конкурентов Богомолова.
С уходом «Абзаца» свято место занял новый еженедельник «Курганские вести», учрежденный Курганским Пресс-центром. Подчеркивая свою независимость от каких бы то ни было властных институтов, издание не ведет агрессивной политики по отношению к власти.
Общая численность читательской аудитории газет (в % от всех опрошенных)
| конец октября 2000г.
| середина ноября 2000г.
|
Районные газеты
| 43,6
| 40,8
|
Центральные газеты
| 19,8
| 21,2
|
«Абзац»
| 2,9
| 18,4
|
«Курган и курганцы»
| 17,4
| 16,8
|
«Зауралье»
| 11,2
| 10,4
|
«МК-Урал-Курган»
| 12,6
| 10,3
|
«АиФ-Курган»
| 13,0
| 9,1
|
«Информационная газета»
| 9,2
| 9,1
|
«Субботняя газета»
| -
| 7,3
|
«Новый мир»
| 9,5
| 7,0
|
«От фонаря»
| -
| 1,9
|
(Источник: Евро-Азиатский центр социальных исследований, 2000г.)
Электронные СМИ
Курганская государственная телерадиокомпания, входящая в холдинг ВГТРК, занимает монопольное положение в местном телеэфире, ее вещание охватывает около 90% населения Зауралья.
В июле 2000 г., опять-таки накануне губернаторских выборов, председателем телерадиокомпании была временно назначена Людмила Ганеева, председатель комитета по местному самоуправлению областной Думы. С ее приходом доступ в эфир альтернативным губернатору Богомолову силам был окончательно перекрыт, зато доля эфирного времени, предоставленного губернатору (а также кандидату в губернаторы) Богомолову изрядно выросла.
Вообще-то, КГТРК - структура финансово зависимая... от федерального бюджета. Доля финансирования, равно как и иного имущественного участия, со стороны администрации области равна нулю. Тем не менее, каким-то чудом главе области, несколько лет стоявшему в оппозиции к Президенту и федеральному правительству, удается использовать федеральную собственность в собственных политических целях…
Телерадиокомпания «Гриф» контролируется «Товариществом предпринимателей» - частной фирмой известных в области предпринимателей Андрея Исаева и Дмитрия Пелявина. Компания является учредителем радиостанции «Русское радио - Курган» с объемом вещания собственных программ (в основном музыкально-развлекательных) около 600 часов в год. Компания также имеет лицензию первого метрового телеканала с круглосуточной трансляцией MTV. В информационной политике компания несколько ориентирована на мэра Кургана. В «информационных войнах» ни на чьей стороне, даже в период выборов, не участвовала.
Радиостанция «Эхо Москвы в Кургане». Учредитель - ОАО «Золотое партнерство» и ряд коммерческих фирм. Реальное управление принадлежит предпринимателю Александру Махалову, а официально руководит станцией Ольга Махалова. Сначала предполагалось, что радио станет площадкой для отстаивания интересов предпринимателей, в том числе и политических. Однако лицензии на вещание предприятие пока не имеет. Очевидно, именно поэтому радио никак себя не проявило в ситуации выборов.
Выборы-2000 показали, кто есть кто в информационном пространстве Зауралья. Эта же ситуация обнаружила и возможность существования альтернативных, не зависимых от власти информационных проектов.
И судя по настроениям бизнес-элиты области, на информационном рынке Зауралья можно ждать скорых перемен. Возможно, уже к следующим выборам перечень тех, кто реально контролирует информационные каналы и влияет на редакционную политику местных СМИ расширится. Выиграют от этого, безусловно, все - слушатели, зрители, читатели и журналисты. Кто проиграет?.. Увидим.
|